Сравнительная характеристика и области применения методов дефектоскопии в эксплуатации
Дефектоскопический контроль в условиях эксплуатации имеет особенности, из-за которых невозможно, за редким исключением, для его проведения использовать методики, применяемые для контроля деталей при изготовлении. Эти особенности состоят в следующем:
— контролю подвергают детали, бывшие в эксплуатации, на поверхности которых имеются лакокрасочные, силикатные, эмалевые и другие покрытия, окисиые пленки, различные отложения (нагар, загрязнения), механические повреждения (забоины, риски), коррозионно-эрозионные повреждения;
— на одном самолете проверяют детали, отличающиеся материалами, из которых они изготовлены, покрытиями, конструкцией, допустимыми размерами и видами дефектов;
— выявлению подлежат несплошности преимущественно эксплуатационного происхождения, в основном трещины и коррозия;
— зоны, в которых возникают эксплуатационные дефекты, как правило, становятся известны до проведения контроля, в связи с чем он является локальным;
— проверяемые детали находятся в неразъемных узлах конструкции, иногда в труднодоступных местах;
— работы проводят часто на открытых стоянках аэродромов, в различных климатических и погодных условиях.
По сравнению с контролем в промышленности перед контролем в эксплуатации необходимо проводить подготовительные работы иногда большой трудоемкости — частичный демонтаж, удаление защитных покрытий, загрязнений и т. д.
Технические средства эксплуатационного контроля должны удовлетворять следующим требованиям:
— универсальность применения;
— портативность, малая масса, транспортабельность;
— простота в обращении, высокая надежность;
— автономность питания электрической энергией и возможность питания от аэродромных источников энергии;
— достаточная механическая защита и приспособленность для работы на открытом воздухе, при положительной и отрицательной температуре;
— наличие специальных приспособлений, позволяющих проводить контроль деталей, расположенных в труднодоступных местах.
Применяемые в эксплуатации современные средства контроля в основном удовлетворяют перечисленным требованиям.
При осмотрах техники на аэродромах ставится задача обеспечить надежную работу изделия на период до очередной проверки. Поэтому требования к чувствительности средств, применяемых в условиях эксплуатации, зачастую ниже, чем при контроле на за- воде-изготовителе или в ремонтном предприятии. Это облегчает расшифровку результатов контроля и исключает возможность пе — ребраковки.
В настоящее время в эксплуатации для контроля деталей ЛА применяют семь МНК: магнитопорошковый, капиллярный цветной, ультразвуковой, импедансный акустичеокий, токовихревой, оптико-визуальный и рентгеновский. Вес методы, за исключением оптико-визуального, являются методами непрямого, косвенного контроля. Рентгеновский метод специалисты эксплуатирующих подразделений не применяют. Контроль рентгеновским методом выполняют бригады промышленности или специальных подразделений авиации.
Разнообразие используемых в эксплуатации методов объясняется широтой стоящих задач и ограниченными техническими возможностями каждого из методов. Предельно достижимая чувствительность МП К при применении их в эксплуатации указана в табл. 2.
Магнитопорошковый метод является основным для контроля деталей из магнитных сталей, позволяющим выявить поверхностные и подповерхностные дефекты. Он отличается высокой чувствительностью и достоверностью, простотой и универсальностью методик контроля (по результатам контроля можно точно установить место и протяженность дефекта), позволяет фотографировать рисунок дефекта или снимать дефектограмму. К недостаткам метода относятся: необходимость удаления защитных покрытий толщиной более 0,03 мм; возможность попадания частиц магнитного порошка в подшипники, в прецезионные сочленения; сложность размагничивания некоторых узлов и в случае неполного размагничивания деталей возможность их влияния на датчики курсовых индикаторов и на износ трущихся сочленений; сложность в некоторых случаях расшифровки результатов контроля.
Цветной метод применяют для проверки деталей в основном из немагнитных материалов с целью выявления открытых поверхностных дефектов. Он позволяет контролировать детали сложной формы сразу по всей поверхности, отличается высокой чувствительностью и разрешающей способностью, наглядностью результатов, по которым можно установить точно место расположения дефекта, его протяженность, а часто и вид, универсальностью основных технологических операций при контроле различных по форме деталей, позволяет снимать дефектограммы или фотогра-
Предельно достижимая чувствительность МНК при применении их в эксплуатации Таблица 2
* Позволяет обнаруживать непроклеи площадью 25 мм2. |
фировать рисунок выявленных дефектов. К недостаткам метода относятся: необходимость удаления защитных покрытий и загрязнений, большая трудоемкость контроля, большая длительность процесса контроля (1,5—4 ч до выявления дефектов); низкая достоверность при отрицательных температурах; низкая достоверность контроля стальных и магниевых деталей (без специальных способов очистки); малый контраст рисунка при контроле деталей с темной поверхностью; чувствительность к точности выполнения технологических операций. Применение цветного метода на аэродромах ограничено.
Ультразвуковой импульсный метод находит все более широкое применение при эксплуатационном контроле. Им проверяют лопатки турбин и компрессоров, диски компрессоров, валы, лопасти воздушных винтов, рамы, скобы и др. Метод позволяет обнаруживать с высокой чувствительностью поверхностные, подповерхностные и внутренние дефекты, имеет высокую производительность. Недостатками этого метода являются: необходимость разработки специальных методик, а зачастую и искателей для каждого типа деталей и материала; относительная сложность расшифровки результатов контроля, определения места и вида дефекта; относительная трудность, а в ряде случаев невозможность контроля деталей сложной формы; возможность контроля деталей только с высокой чистотой поверхности (не менее V 5); отсутствие наглядности результатов контроля.
Акустический импедансный метод применяют для обнаружения непроклеев между обшивкой и сотовым наполнителем лопастей несущих винтов вертолетов, интерцепторов, закрылков, руля поворота и крыльевых прижимных щитков. Другие рассматриваемые в книге методы дефектоскопии решать подобные задачи не могут.
Метод вихревых токов позволяет обнаруживать только поверхностные и подповерхностные дефекты. Используется в эксплуатации в основном для контроля деталей из немагнитных материалов: лопаток турбин и компрессоров, лопастей воздушных винтов, барабанов и реборд авиационных колес, деталей систем управления, деталей силового набора, стыковых узлов. Для контроля не нужно удалять защитные покрытия и не обязателен механический контакт датчика с проверяемой деталью. Метод вихревых токов по сравнению с цветным методом позволяет выявлять малораскрытые трещины, дефекты, перекрытые металлическими «мостиками», отличается незначительной трудоемкостью. Недостатками метода являются: зависимость чувствительности от размеров датчиков, в связи с чем она ниже, чем чувствительность (по длине и глубине дефекта) магнитного, цветного и ультразвукового методов; отсутствие наглядности результатов контроля; высокая трудоемкость ручного контроля больших поверхностей; сложность контроля деталей из магнитных материалов из-за значительного влияния на его результаты магнитной неоднородности стали.
Оптико-визуальный метод по сравнению с другими характеризуется низкой чувствительностью и достоверностью при определении дефектов типа несплошности. Он позволяем обнаруживать большие раскрытые трещины (шириной 0,1—0,01 мм), механический износ, поверхностную коррозию и эрозионные повреждения, пробоины, обрывы, остаточную деформацию, нарушения сплошности защитных покрытий, наличие на деталях-‘отложений и загрязнений, течи в системах и т. д.
Для контроля деталей, расположенных в труднодоступных местах, наиболее пригодны оптико-визуальный,’токовихревой и ультразвуковой методы.
Рентгеновский метод, применяемый в эксплуатации при целевых осмотрах и расследовании причин отказов на авиационной технике, позволяет оценить взаимное расположение и целостность внутренних деталей в узлах и агрегатах, например заделку тросов, наконечников шлангов, техническое состояние переключателей, штепсельных разъемов, кранов, анероидных приборов, силовых узлов и т. д. Им также выявляют коррозию на скрытой поверхности баллонов, элементов силового набора, раскрытые трещины, внутренние несплощности в виде рыхлот, непроваров,
наличие посторонних предметов. Недостатками метода является необходимость специальной защиты людей от облучения и относительная громоздкость аппаратуры.